Миф и наука: проблемы взаимодействия в современном обществе

Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из отличительных черт современного социума является актуализация в нем синтеза разных символических форм культуры. Подобный синтез возникает в результате социального взаимодействия его участников, но имеет также когнитивную основу. В настоящее время в обществе функционирует комплекс благоприятных условий для взаимодействия, и на уровне личного, и на уровне общественного сознания, на первый взгляд несовместимых символических программ мышления и типов мировоззрения. В частности, речь идет о мифе и науке. Миф, как сложное амбивалентное образование, демонстрирует устойчивость своих структурных элементов, бытует и развивается в рамках современной социокультурной ситуации и продолжает быть включенным во все сферы жизнедеятельности человека, даже такие, казалось бы, отстраненные от мифологической составляющей, как наука. Волк маг кстати есть на сайте chakiris.club.

В своей социальной жизни наука вступает во взаимодействие и с другими символическими формами культуры, но исследование ее взаимодействия с мифом представляет особый философский интерес. Для общества это выражается в том, что возникают формы социальной активности синтетического типа и измененные знаково-символические системы, становящиеся особыми средствами коммуникации. Эти результаты можно оценивать по-разному, выделяя и положительные, и отрицательные стороны. Тем не менее, сложно отрицать, что взаимодействие мифа и науки становится одной из тенденций современной культуры, а околонаучная мифология все более утверждается как особый язык, распространяющийся способ постижения и понимания мира, формируя особый тип социальной реальности и коммуникации, который становится той средой, где сталкиваются, взаимодействуют интересы, мировоззрения людей, по-разному относящихся к отдельным проявлениям устоявшихся и формирующихся форм культуры в общественной жизни, в частности, к мифу и науке.

В современном обществе происходит активное взаимодействие мифа и науки. Причины этого процесса носят не только социокультурный характер, но и онто-гносеологический. В связи с этим, обнаруживается не только негативное, но и позитивное креативное значение подобного взаимодействия как для мифа, так и для науки. Хотя вопрос о социальном статусе околонаучных форм активности остается спорным. Его решению может способствовать исследование взаимодействия мифа и науки, поскольку без понимания сущности мифа остается нераскрытым, не эксплицированным вопрос о взаимодействии природы, общества и культуры, о генезисе науки, об основах творческой научной деятельности, о расширении социальной роли науки и ее влиянии на развитие общества. Исследование сущности современного мифотворчества также невозможно в отрыве от рассмотрения актуальных социальных практик, формируемых средствами массовой информации.

Изучение околонаучной мифологии, как результата взаимодействия мифа и науки, значимо, поскольку сфера социальной реальности, формируемая такого рода процессами, постоянно расширяется.

Степень разработанности проблемы. Весь комплекс литературы, в которой, так или иначе, отражены данные аспекты, делится на несколько групп, связанных с феноменами, играющими основополагающую роль для работы. Это исследования околонаучной мифологии как социального явления; когнитивных и общественно-формируемых условий бытования околонаучной мифологии; демаркации науки и околонаучной мифологии; структуры околонаучного знания; социальной роли, онтологии и гносеологических оснований мифа; сущности науки как модуса существования социальной действительности и важнейшего фактора общественного развития. Это также социологические исследования, предполагающие анализ современного общества на предмет динамики его образовательного уровня, основных мировоззренческих установок, отношения к информации, транслируемой СМИ и СМК, научными источниками, народной мифологией и т. д., в частности

исследования А. Б. Соколова, Л. Г. Ионина, И. А. Каировой, Г. В. Осипова, А. В. Кольева, Р. А. Зобова, В Н. Келасьева, А. В. Ставицкого.